Отзывы
Потапов В.М., директор ООО ЦТО "ВОСТСИБСТАНКОСЕРВИС"
«Работу оцениваю на отлично. Работаем на протяжении более 7лет. Квалифицированно и грамотно получаем от Шеврашова Сергея необходимую информацию. Постоянно информирует о новых проектах фирмы».
Подробнее

Оставьте свой отзыв
закрыть

Закон об обороте «кругляка» встретил бизнес-сопротивление.

07.05.2013

«Лесной отрасли не хватает настойчивых лоббистов», – заявил на первом заседании Экспертного совета по вопросам лесного комплекса Комитета Госдумы РФ по промышленной политике депутат Вячеслав Позгалев. На встрече, где рассматривался законопроект «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов», развернулась жесткая дискуссия между его разработчиками и отраслевыми лоббистами, выступающими категорически против. В результате председатель совета заключил, что закону быть, но его содержание должно удовлетворять всех участников лесных отношений.

Открывая заседание, Вячеслав Позгалев отметил, что, после того как он оставил кресло губернатора в Вологодской области и стал работать на Охотном ряду, он сосредоточил свое внимание на двух направлениях: лён и лес. Именно эти отрасли, по мнению депутата, должны иметь статус национальных брендов России и со стороны государства им необходимо серьезное содействие для возрождения и развития.

– В нынешнем созыве Госдумы РФ нет ни одного специалиста, который работал бы в отрасли или глубоко разбирался в ней, хотя депутатами принимаются решения, важные для работы лесного комплекса, – признал Вячеслав Позгалев. – В связи с этим созданный нами Экспертный совет, в состав которого вошли авторитетные эксперты из власти, бизнеса и гражданского общества, должен стать мощной лоббистской площадкой по выработке важных для отрасли решений. Не считаться с мнением Экспертного совета при Комитете промышленности будет нельзя. Уверен, что мы сообща сможем изменить ситуацию к лучшему, начиная от воспроизводства лесов и заканчивая их охраной от пожаров и нелегальных рубок.

Говоря о нелегальных рубках, Позгалев отметил, что сейчас практически нет правового регулирования оборота круглых лесоматериалов. В отрасли процветает безопасная среда для деятельности недобросовестных или попросту нелегальных лесозаготовителей, всяческих посредников и перекупщиков.

– Происхождение круглых лесоматериалов сегодня не подлежит документальному подтверждению, что создаёт сильный экономический интерес для продажи круглых лесоматериалов неизвестного происхождения, – считает начальник управления лесопользования и воспроизводства лесов Рослесхоза Александр Мариев. –  Как только заготовленная и вывезенная древесина поступает в экономический оборот и становится товаром – круглыми лесоматериалами – она выходит из-под действия лесного законодательства и «обеляется», не имеет истории. Короткий отрезок времени под действием лесного законодательства – на рубку и вывоз с делянки – обычно проходит вдали от населенных пунктов и в условиях отсутствия или недостатка контроля.

Как показал недавний Госсовет в Улан-Удэ, где об этой проблеме говорили многие губернаторы, субъекты РФ, которым передано все оперативное управление лесным хозяйством, также озабочены оборотом лесоматериалов неизвестного происхождения. Для них это – неплатежи в региональные бюджеты за пользование лесами, демпинг цены на древесное сырье на региональном рынке, сокращение легального рынка круглых лесоматериалов. В результате во многих регионах – Архангельской области, Забайкальском крае, Республике Башкортостан и других субъектах РФ – приняты собственные законы, которые направлены на упорядочение такого оборота.

Основной целью региональных актов является введение обязательного учета лесоматериалов при их движении через пункты приема и отгрузки древесины для выявления собственников лесоматериалов, регистрации сортиментов и их количества. При отсутствии государственного учета заготовленной древесины это наименее затратный способ получения властями субъектов РФ пусть неполных, но достаточно достоверных сведений о фактических объёмах лесопользования и поставок лесоматериалов в регионе.

Однако локальные нормативные акты не в состоянии исправить ситуацию в целом по стране. По словам Мариева, требуется скорейшее принятие закона, регулирующего эту деятельность, на федеральном уровне. О такой необходимости, кстати, говорил президент Владимир Путин на упомянутом заседании Госсовета в Бурятии.

Александр Мариев раскрыл собравшимся механизм законопроекта «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов», который Рослесхоз еще в прошлом году разработал по поручению руководства страны. Суть проста. Лесопользователь после заготовки древесины проводит учет круглых лесоматериалов, заполняет декларацию об их обороте (не путать с нынешней декларацией об использовании лесов) в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), распечатывает и подписывает товарную накладную, с которой отправляет потребителю транспортное средство, груженное круглыми лесоматериалами, определенными договором купли-продажи.

Государство, со своей стороны, через ЕГАИС контролирует баланс поступления и продажи круглых лесоматериалов каждой породы и каждого качества у всех продавцов. При фактическом движении лесоматериалов уполномоченные органы государственной власти проверяют наличие товарной накладной и наличие соответствующей декларации в ЕГАИС, соответствие данных в товарной накладной тем сортиментам, которые находятся в транспортном средстве. На любом этапе, в том числе на границе, автоматизированная система формирует отчетную форму о происхождении всех перевозимых в партии сортиментов. Ценные сортименты дуба, бука и ясеня маркируются и учитываются на всем пути их движения поштучно.

По замыслу авторов законопроекта, ЕГАИС «Круглые лесоматериалы» должна содержать сведения об участниках оборота круглых лесоматериалов, о правах пользования лесными участками, договорах продажи (поставки) круглых лесоматериалов, декларациях об обороте круглых лесоматериалов, об объемах круглых лесоматериалов, проданных на внутреннем рынке или вывезенных из страны. Система позволит отследить баланс поступления и продажи круглых лесоматериалов каждой породы и качества у всех продавцов.

Однако, несмотря на прямое поручение главы государства, разработка и принятие законопроекта вызвали мощное сопротивление со стороны бизнеса.

«Документ имеет несогласование с министерством промышленности, частично к нему имеет замечания министерство юстиции и серьезные замечания – государственно-правовое управление президента РФ, – констатировал директор департамента лесного хозяйства министерства природных ресурсов РФ Юрий Гагарин. – Сегодня мы работаем над снятием этих замечаний. Минприроды соглашается, что избыточность регулирования, дополнительная нагрузка на бизнес не должна иметь место. Закон должен выполнять свои функции, безусловно, но при этом надо минимизировать те риски, которые бы давили на промышленников».

Вместе с тем, по словам Юрия Гагарина, документ имеет преимущества, которые не повлияют на работу легальных лесопользователей. В частности, закон позволит бороться с нелегальными пунктами приема древесины и отслеживать движение груза от лесосеки до пункта таможенного контроля.

«Учет заготовленной древесины – это обязанность любого лесопользователя, а не его нагрузка. И сегодня по лесным декларациям заготовлено 192 млн. кубометров, а по статистике – 112 млн. кубометров. Причем это непросто недостатки статистики, это укрытие. Мы знаем, что многие арендаторы заготавливают древесину, а учитывают гораздо меньшее количество, то есть, у нас существует теневой рынок заготовки лесоматериалов», – подчеркнул руководитель департамента.
Представители лесных компаний на заседании резко возражали против принятия законопроекта в нынешней редакции. По их мнению, это усилит регулирование свободной торговли в отрасли, что приведет к избыточному обременению бизнеса.

– Во всех развитых странах государство ужесточает регулирование оборота лесоматериалов, – снова ввязался в бой начальник управления лесопользования и воспроизводства лесов Рослесхоза Александр Мариев. – Это мировая тенденция. Чтобы оградить свои рынки от лесоматериалов сомнительного происхождения, в Евросоюзе с марта 2013 года вступил в силу Регламент, согласно которому без документов, подтверждающих законность заготовки и переработки древесины, на рынках Европейского союза продать ее будет невозможно.

В США, напомнил Мариев, внесены поправки в закон Лейси, согласно которым каждая партия древесины и продукция ее переработки должна сопровождаться специальной таможенной декларацией, содержащей массу информации – научное название вида растения, объем по каждой породе, страну происхождения, страну производства продукции переработки, количество продукции, стоимостью за единицу, общую стоимость партии. Подобные правовые нормы имеют многие страны, торгующие материалами из древесины на мировых рынках, в частности –  Таиланд, Австралия, Индонезия, Малайзия.

«Российский закон позволит обеспечить максимальную прозрачность цепочке движения лесоматериалов – от рубки до прилавка. Он позволит убрать с рынка недобросовестных игроков, демпингующих благодаря тому, что приобрели лесоматериалы нелегально. Порядочный бизнес в первую очередь должен быть заинтересован в скорейшем принятии этого закона», – заключил Александр Мариев.

Заведующий кафедрой экономики и организации лесного хозяйства и лесной промышленности МГУ леса, академик РАСХН Николай Моисеев считает, что в самом лесопользовании необходимо вернуть разрешительный принцип, когда на каждую рубку выдавался лесорубочный билет. Сейчас же арендатор подает только декларацию о заготовке, что не позволяет местным властям вести должный контроль за лесными ресурсами. В самом Лесном кодексе РФ есть ряд положений, которые позволяют воровать лес, а значит, в закон нужно вносить изменения.

– Я сегодня услышал диаметрально противоположные точки зрения – от переписывания Лесного кодекса до принятия законопроекта об обороте круглых лесоматериалов без купюр, – прокомментировал дискуссию председатель Экспертного совета по вопросам лесного комплекса Вячеслав Позгалев. – Однако понятно, что закон «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов» принимать нужно. Это требование президента страны, это требования времени. Мы здесь и собрались, чтобы решить, каким ему быть на выходе, – резюмировал председатель совета.

Вячеслав Позгалев предложил собравшимся встретиться еще раз через месяц для обсуждения конкретных предложений от бизнеса, представителей профильных ведомств и регионов о совершенствовании этого законопроекта.

 

8-800-5555-100
бесплатный звонок из регионов.
Заказать обратный звонок
+7