Отзывы
Алексей Васильевич Томский, генеральный директор Фонда ветеранов УИС РС(Я)
Дмитрий Мигунов курирует нас с начала 2009 года. Доброжелательное отношение, отзывчивость, ответственность, широкий спектр знаний позволяет нам обращаться к нему по всем вопросам относительно производства . Надеемся на дальнейшее сотрудничество с вашей компанией.
Подробнее

Оставьте свой отзыв
закрыть

Азбука лесоуправления

22.04.2013

 Виктор Грачев убежден, что реакция президента не пройдет даром
  На заседании Госсовета по лесному комплексу, состоявшемуся 11 апреля в столице Бурятии, была дана резкая оценка ситуации, сложившейся в отрасли.   

 Одна из главных претензий, высказанных президентом России Владимиром Путиным в адрес своих подчиненных, заключалась в том, что «за кадром» оказалась такая важная тема, как проведение лесоустройства. По словам Путина, у государства – собственника лесных угодий достоверная информация о количестве и качестве природных богатств имеется только в отношении 19 % лесных территорий. Фактически собственник плохо представляет, чем владеет, а, значит, не в силах эффективно распорядиться лесными ресурсами. Глава государства поставил неутешительный диагноз – финансирование лесоустроительных работ сведено к минимуму, зачастую лесоустройство проводится некачественно, возраст специалистов приблизился к тревожному 60-летнему рубежу, во многих регионах формально подходят к составлению лесных планов, используют давно устаревшие и недостоверные сведения. 
Актуальность поднятой президентом темы не вызывает сомнений. Заслуженный работник лесной промышленности, доктор экономических наук, академик РАЕН, руководитель СРО НП «Лесной союз» Виктор Грачев уверен, что столь пристальное внимание к лесоустроительной проблематике со стороны высшего руководства страны не пройдет даром.


– Виктор Васильевич, на Госсовете тема лесоустройства зазвучала неожиданно остро. Вы согласны с подобной постановкой вопроса?


– Безусловно. Без объективной, достоверной и актуализированной информации невозможно создать эффективную систему управления лесами. Лесоустройство – это азбука лесоуправления. Оценка ситуации, связанной с лесоустройством, на Госсовете была дана предельно жесткая, но объективная. Негативные процессы началась с 2006 года после выхода нового Лесного кодекса, где оказались размыты обязанности по проведению лесоустройства. Между тем это основа основ, особый вид работ, требующий от специалистов высочайшей квалификации. Нельзя забывать, что стоимостные и таксационные показатели являются главными критериями инвестиционной привлекательности территории, стимулирующими развитие лесного бизнеса и создающими тем самым дополнительные источники пополнения казны. Мы неоднократно заявляли о необходимости выполнения всего цикла лесоустроительных работ, которые в последнее время стали путать с проведением инвентаризации лесов. В 2006-2008 годах возникла реальная угроза распада системы лесоустройства, где были сконцентрированы и лесоустроительная информация, и опытные кадры, и технические возможности.

Преемником стал ФГУП «Рослесинфорг», благодаря чему удалось сохранить лесоустроительные традиции и не растерять драгоценную информацию, которую собирали несколько поколений таксаторов. Сегодня Рослесинфорг представляет собой мощное, быстро развивающееся государственное лесоустроительное предприятие, имеющее сеть филиалов по всей стране, сохранившее специалистов особого, высшего калибра, использующее современные методы дистанционного зондирования Земли и дешифровки данных космомониторинга. Понятно, что лесоустройство – это прерогатива государства, которое должно было выделять на эти цели деньги. В некоторых регионах лесоустроительные работы не проводились последние 20 лет, а в Якутии уже полвека живут без лесоустройства. Естественно, напрашивается вопрос: если мы не обладаем достоверной информацией о состоянии лесов, то как вообще возможно составление лесных планов, разработка лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов?

 Другая сторона медали – это уровень лесоустроительных работ, которые все же удалось провести. Исполнитель работ определяется в результате торгов, где решающую роль играет ценовое предложение от компании. Выигрывает тот, кто может предложить самую низкую цену. Не секрет, что нередко торги выигрывают сомнительные организации, для которых вопрос о качестве выполнения лесоустроительных работ даже не стоит. Там рассуждают примерно так: главное – получить госзаказ, а дальше пусть «голова болит» у заказчика.  


 – На Госсовете как раз и говорили о низком качестве проведения лесоустроительных работ. Как, с вашей точки зрения, можно повысить планку?
 

– Беда в том, что сегодня любая организация, имеющая весьма смутное представление о том, что такое лесоустройство, может выиграть торги и приступить к выполнению госзадания. Подобная ситуация порождает и коррупцию, и непрофессионализм, и, как выразился президент, отчетничество. Моя принципиальная позиция заключается в том, что до лесоустроительных работ можно допускать только те предприятия и организации, которые имеют необходимый опыт, квалифицированные кадры и определенный уровень технической оснащенности. У меня были примеры из личного опыта, когда случайная фирма выигрывала торги, получала госзаказ, а потом нам приходилось с ней судиться. Судебный процесс может тянуться больше года, что автоматически ведет к срыву всех первоначальных планов. Другая информация для размышления. В 2012 году из 84 лесных планов профессиональными предприятиями было разработано всего 27 документов, имеющих принципиальное значение для развития лесного комплекса региона.

В Вологодской области, где лесопромышленный комплекс развивается быстрыми темпами, разработка лесного плана была доверена специалистам Рослесинфорга. В результате область сделала мощный экономический прорыв.  С лесохозяйственными регламентами схожая ситуация: из 1439 регламентов профессионалы разработали 678 документов, то есть меньше половины. Добавлю, что из 31,6 тысячи проектов освоения лесов на долю специалистов Рослесинфорга пришлось чуть больше трети.
 

– Вы за то, чтобы за Рослесинфоргом закрепить монопольное право на проведение лесоустройства?
 

– Ни в коем случае. Монополия – вещь опасная. Бизнес обязательно должен участвовать в лесоустроительной сфере. Я предлагаю создать механизм, который бы позволил отсеивать непрофессионалов и одновременно стимулировал бы цивилизованный лесоустроительный бизнес заниматься повышением квалификации своих сотрудников, приобретать современные технические средства, внедрять новые методики. Вариантов существует немало. Это может быть или аккредитация, или лицензирование, или внедрение института сертификации. Подобные механизмы прекрасно работают в рыночных условиях. В России неограниченные масштабы лесоустроительных работ. Но проводить их необходимо качественно, в противном случае мы вновь не добьемся желаемого результата.
 

– С одной стороны, президентом дана жесткая оценка ситуации, но, с другой, не совсем понятно, какие механизмы государство предполагает использовать для ее улучшения. Хочется задать сакраментальный русский вопрос: что делать?
 

– В первую очередь необходимо поставить барьеры для недобросовестных фирм и создать дополнительную мотивацию для бизнеса, который готов развиваться. Следующим шагом должно стать восстановление полного цикла лесоустроительных работ, что, повторюсь, не тождественно инвентаризации лесов. В этой связи необходимо откорректировать лесное законодательство.

Принципиальный вопрос – финансирование лесоустройства. Недавно вышло постановление российского правительства, разрешающее часть региональных субвенций направлять на лесоустроительные работы. Конечно, хорошо бы подкрепить данное начинание средствами региональных бюджетов и арендаторов. Для регионов – это возможность увидеть перспективы отрасли. У меня есть расчеты, подтверждающие, что деньги, истраченные на лесоустройство, возвращаются в региональный бюджет уже через пару лет с большим плюсом. Финансовое участие арендаторов, заинтересованных в получении объективной информации, повысит качество лесоустроительных работ. Я полагаю, что необходимо разработать ведомственный регламент проведения лесоустройства, где были бы расписаны и финансовые источники. Государство объективно стоит перед необходимостью развивать Рослесинфорг. Понятно, что сегодня, не имея за спиной серьезного научно-производственного объединения, было бы наивно замахиваться на внедрение современных геоинформационных технологий, развивающихся стремительными темпами.

Это не под силу небольшой частной компании. Учитывая, что в России леса находятся в государственной собственности, жизнь не оставляет другого пути, как развивать Рослесинфорг. Конечно, необходимо создавать единую базу данных космических снимков и вообще более активно развивать систему отечественных спутников.
 

– Не секрет, что специалисты уже давно говорят о критическом положении дел в лесоустройстве. Если откровенно, после Госсовета у вас появилась надежда, что на уровне высшего руководства страны пришло понимание необходимости получения достоверной информации о лесных ресурсах?
 

– Это очень хороший вопрос. То, что на Госсовете неоднократно поднимался вопрос о лесоустройстве, лично меня обнадеживает. Фактически мы говорим об экономической основе для развития отрасли. Глава государства публично поднял проблему лесоустройства. Я думаю, что само по себе это уже результат. Столь яркая реакция президента не может остаться незамеченной. К тому же затягивать с выполнением лесоустроительных работ недопустимо. В противном случае мы можем оказаться в точке невозврата.  

Беседовала Антонина КРАМСКИХ 

 

8-800-5555-100
бесплатный звонок из регионов.
Заказать обратный звонок
+7