Отзывы
Гулько Дмитрий Олегович
ООО «МТ-ПРОФ» выражает свою признательность сотруднику «Интервесп» Сергею Шеврашову за профессионализм, четкое и быстрое реагирование. Обращаясь к этому сотруднику, мы всегда получаем квалифицированный ответ и своевременное оформление документов. К этому сотруднику всегда приятно обращаться
Подробнее

Оставьте свой отзыв
закрыть

Фактор импортозамещения в машиностроении пока не активен

12.12.2014

Машиностроение стало одним из лидеров обрабатывающей промышленности по темпам роста производства в 2014 году. Согласно оценке экспертов РИА Рейтинг, в январе-сентябре 2014 года суммарное производство в трех машиностроительных отраслях увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4.1%. На фоне снижения инвестиционного спроса такой результат является более чем успешным. Можно было бы предположить, что одной из главных причин роста производства в условиях инвестиционного спада стала девальвация рубля, которая повысила ценовую конкурентоспособность российской машиностроительной продукции, но на самом деле это не так.

При детальном анализе становится ясно, что суммарный положительный результат в машиностроении не иллюстрирует ситуации в отрасли в целом, так как рост производства был очень неравномерным. Положительная динамика производства в отчетном периоде наблюдалась только в двух из двенадцати машиностроительных подотраслей.

Самый заметный вклад в общую динамику обеспечивала подотрасль «производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств», где рост производства в отчетном периоде составил 28.5%, что стало самым большим показателем не только в машиностроении, но и во всей промышленности. При этом следует учитывать, что эта подотрасль является самой крупной в машиностроении по объему производства. Согласно данным Росстата, ее доля в общем объеме машиностроительного производства составила по итогам 2013 года почти 29%.

В данную подотрасль входят железнодорожное машиностроение, судостроение и аэрокосмическое машиностроение. Учитывая тот факт, что в железнодорожном машиностроении в январе-сентябре было зафиксировано снижение производства, можно сделать вывод, что основной прирост обеспечили судостроители и авиастроители. По мнению экспертов РИА Рейтинг, во многом такой результат обусловлен выполнением оборонного заказа. Кроме того, в январе-сентябре текущего года совершили первые вылеты 23 самолета Sukhoi Superjet, против 13 годом ранее.

Второй отраслью, продемонстрировавшей рост производства в отчетном периоде, стало «производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи». Здесь рост производства по сравнению с январем-сентябрем прошлого года составил 15.3%. Такой результат можно было бы частично объяснить фактором импортозамещения, но так как доля этой подотрасли в суммарном машиностроительном производстве сравнительно не велика — около 5%, то и вклад этого эффекта была незначительным. Кроме того, не исключено, что производители средств связи также выполняли заказы со стороны Минобороны.

Во всех остальных машиностроительных подотраслях произошло снижение производства. При этом сильное снижение наблюдалось в производстве не только инвестиционного оборудования, что вполне понятно, но и в производстве бытовой техники, что свидетельствует о слабеющем потребительском спросе.

Как видно, девальвация рубля и санкции Запада пока не оказали заметного положительного влияния на динамику машиностроительного производства. Вместе с тем, они сказались на статистике импорта машиностроительной продукции. Согласно данным Федеральной таможенной службы, импорт машин, оборудования и транспортных средства сократился в январе-сентябре текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8.5% до $103.0 млрд. Впрочем, экспорт российской машиностроительной продукции за это же время также сократился довольно сильно — на 6.8% до $17.7 млрд. Таким образом, девальвация рубля снизила спрос на зарубежное оборудование, но при этом не увеличила спрос на российскую технику ни внутри страны, ни за ее пределами. По крайней мере, пока.

По мнению экспертов РИА Рейтинг, по итогам года суммарное машиностроительное производство вырастет на 3-4%, но существенного улучшения динамики производства в десяти подотраслях из двенадцати не произойдет. Во всяком случае, сейчас предпосылок для этого нет. Возможно, они появятся в будущем году.

Источник: РИА Рейтинг

8-800-5555-100
бесплатный звонок из регионов.
Заказать обратный звонок
+7